|
|
|
«НЕПАЛ ФОРЕВА» МИХАИЛ ЛАРИНОВ
Прогуливаясь вечером по Васильевскому острову при посещении одного из корпусов СПбГУ, я обнаружил объявление о встрече с режиссером А. Полуниной и просмотре ее последнего фильма «Непал форева». Встреча должна была начаться минут через 30, в «Петровском зале» на Менделеевской 1. С небольшим опозданием я добрался до назначенного места. Зал был заполнен стьюдентами и экс-стьюдентами, а также другими друзьями Полуниной. В центре зала сидел мужик с бычьей шеей, прикрытой красным шарфом с изображением серпа и молота и надписью «СССР». Он, как оказалось, главный герой фильма.
Полунина известна снятой несколько лет назад документальной лентой о нацболах «Революция, которой не было». В «Непале» роль главных героев отводится фрикам из КПЛО, при посещении гималайской страны в самых что ни на есть хлестаковских традициях выдающих себя за влиятельных российских коммунистов, сознательно обманывающих не только вожаков местной ревизионистской компартии, но и непальский народ с его революционными лидерами, вплоть до Прачанды и тех маоистов, что левее его.
Свою оценку фильма я тезисно изложил в выступлении перед аудиторией, состоявшемся по окончанию просмотра. После чего я покинул зал, ибо спешил на другую встречу, да и не видел в зале тех, с кем было бы интересно дискутировать – видел лишь поп-корновых хипстеров, да еще несколько уставших сонных людей, похожих на работников библиотеки.
Начать я решил со ссылки на украинские события:
«Последние месяцы мы наблюдали, как на Украине в ходе восстания против режима Януковича во многих городах разрушали памятники В.И.Ленину. Неверно думать, что среди совершавших эти акты вандализма были одни матерые неофашисты. Хотя последние активно участвовали во всем этом. Среди них были и обычные трудящиеся – те, кто в соответствии со своим социальным положением, наоборот, должен испытывать сродство и интерес к социалистическим идеям. Почему же им оказался близок воинствующий антикоммунизм и риторика ультраправых групп? На это есть много причин. Одна из них – то, как в последние десятилетия в наших странах воспринимались «коммунизм» и «коммунисты», кого и что имели в виду, когда речь заходила об этих понятиях. Чаще всего под ними понимали откровенных карьеристов, банальных проходимцев, наглых мошенников, а то и попросту фриков, беспардонно эксплуатировавших соответствующую символику и словарь ради собственных корыстных целей. Герои фильма, который мы только что увидели – из их числа. Они вместе с разными зюгановыми и симоненками прямо ответственны за дискредитацию социалистических идей и разбитые памятники Ленина. Создатели фильма помогают им в этом неблагородном занятии, профинансировав хлестаковщину в Непале и выпустив такой откровенно глупый фильм.
Говорить об эстетической ценности «Непала» - не имеет смысла. Он – плоть от плоти масс-культа. Перед нами фильм-жвачка», - любопытно, что сказав про «жвачку» я услышал аплодисменты из зала, пусть и не очень сильные (до этого публика хлопала лишь самой Полуниной, да еще тому мужику с бычьей шеей). В самом деле, фильм неприятно поразил шаблонностью комедийного масс-культа, своей полной капитуляцией перед обывательщиной. Ладно взяли в главные герои придурковатых лжекоммунистов, временами разражающихся расистскими тирадами в духе – как эти отсталые непальцы могут понять «наш» ленинизм, откуда им вообще знать про Ленина… Тирады, от которых обыватель смеется, а нормальный человек хочет блевать… Так ведь и сама режиссер, судя по всему, недалеко ушла от «вожаков» КПЛО, хотя и замахнулась ой как высоко – революционный Непал с живым Прачандой показать! А получилась в итоге – «форева» слюнтяев из метрополии, где-то между туристической открыткой и нью-эйджевским «Непалом» Гребенщикова… Жаль в Гоа, после Катманду не заглянули…надо было и туда съездить – показать «коммунистам» Гоа… ведь Гоа так близок сердцу «креативной» москальско-питерской тусовки, окружающей Полунину… что же на билеты до Гоа для «коммунистов» поскупились, ась?
Жан-Люк Годар когда-то ставил задачу переделать киноязык - отказаться в кино от оптики и унифицирующего языка «первого мира», то есть перестать быть проводником буржуазной идеологии, даже несознательным. "Звуки уже правильные, однако изображение еще врет", - замечал он критически, работая над собственными фильмами. У Полуниной, при том, что она работает в жанре документального кино, врут и звуки и изображение. И врут беспросветно. Каждый кадр «Непал форева» выдает оптику империализма. И, кажется, режиссера это вполне устраивает. Лишь бы было занятно и весело. Да еще иногда пофрондировать своей «оппозиционностью» можно бы было… Выступление я закончил следующими словами:
«Режиссеру хочу дать совет: снимайте лучше фильмы о нацболах. Там много драйва, но не надо много ума. А чтобы говорить о маоизме необходим ум – у вас его, к сожалению, нет. Хотя драйва в маоизме еще больше…Тем не менее лучше снимайте о нацболах»
март 2014
|
|
|