Наоми Гинзберг, 1894-1956
I
Странно и думается о тебе,
ушедшей без всяких корсетов и глаз,
пока я иду по солнечной
стороне Гринвич Виллидж центр Манхеттена, ясной зимой, лунной, не сплю и всю
ночь
говорю, говорю, слушая крик
слепоты фонограмм
блюзов Рэя
Чарлза ритм, ритм - и о тебе в моей голове, три года прошло -
и читал Адонаиза последних
блеск стансов -
и вслух рыдал и страдал -что
смерть - медикамент, мечта всех поющих, пой, помни, пророчествуй,
как в Иудейском Гимне, или в
Буддийской Книге Ответов -
и мое фантазирование лист
иссохший - на заре -Сны в обратную сторону, время твое - и мое, ускорение
к Апокалипсису, конечная точка
- пылание Дня и Цветок, и что же потом,
оглядка в суть памяти,
видевшей Американский Город, вспышку где-то или вдали, и мечту обо мне или
Китае, или тебя и фантом,
Россию или кровать, мятую, будто б не бывшую никогда
-как поэма в ночи, - ускользнула в Ничто -11ечего говорить, не о чем и рыдать,
только о Существах
Мечты, пойманных в сети
исчезновений ее, громко вздыхая, крича, купля-продажа, пакетик фантома,
преклоняемся друг перед
другом, Богу, живущему в этом - порыв, или приговор? -
пока Оно здесь, это Видение -
что? и тд.? Это Оно вокруг, и прыжки, когда выхожу и иду со взором через плечо,
Седьмая Авеню, битва окон
офисов, касающихся плечами в высоте,
под небоскребным облаком, вот
и высокое это мгновенье -
и небо вверху, старая, голубая
площадка 'или по Авеню вниз, на юг - когда я иду по Лоуэр Ист Сайд -
где ты брела 50 лет назад,
девчонка - из России
жуя первые в жизни помидоры
Америки (яд!)1 - напуганная доками, -пробиваясь сквозь толпы - куда?
- после борющаяся в толпе Орчард Стрит - за что? к Ньюарку -
н кондитерскую, к самодельной
соде, первооткрытию этого века,
к ледяному крему, вручную
сбитому на коричневых, пыльных досках полов
к нервному истощенью, данному
образованием и замужеством, к
операции, учительству в школе
и постижению, как быть сумасшедшей во сне - что эта жизнь?
К Ключу в окне - и великий Ключ положил свою голову
света на вершину Манхеттена, скользя через пол, и ложится на тротуар - одним
широким лучом, движущимся, пока я иду вниз по Первой к Идиш Театру - собранию
нищеты.
ты знала и я, но теперь все равно - Странно: надо ж
было
прокрадываться через Патерсон, и Запад, и Европу, и здесь опять, с воплем Испанцев
в дверях веранды и с
мальчиками цветными на улице, огонь исчезает, старый, как ты
- Хоть ты и не старая, та, оставшаяся со мной -
Я же, может быть, старый, как
космос - и я угадаю, что умирает с нами -вычеркнуть Все, что приходит - То, что
пришло, потеряем, навсегда
Отлично! Нечего и жалеть - нет - радиаторов, порций
любви, пыток,
даже зуб не болит в конце -Но
пока это придет - этот лев, раздирающий душу - и овца, душа, увы,
предлагающаяся под ножи, чтоб утолить этот голод -
шерсть, зубы -
болезненный хруст в костях, череп, сломанное ребро,
гнилостность
кожи и неумолимость Ах! ах!
нам хуже! Мы затрудняемся! А ты нет, смерть твой выход, Смерть
Сострадает, ты сделана веком и Богом и выходом из - и
самою собой -
Чистая - Вспять в Младенческую Невинность, до отца, до
нас всех -
до миров -
Вот и отдых. И нету страданий. Известно, куда ты ушла. Хорошо. Ни
летних цветов на полях Нью-Йорка. Ни оживлений и страха перед Луисом
Нет слащавости и очков, нет семестров в средней школе,
долгов,
любовей, испуганных телефонных звонков, кроватей
зачатий,
родственников, рук -Нет сестры
Эланор - ушла от тебя - мы секретничаем - ты убила ее -
или она убила тебя долготерпеньем с тобой -
артрическое сердце
- но Смерть убила ее и тебя - Ну и что? -Ни твоей матери в памяти,
1915, слезы фильмов немых, в них забыться
неделю за неделей, скорбный вид Мари Дрессилер, зов к
человечеству,
танец Чаплина на заре, Пи
Бориса Годунова Шаляпина в Метрополитен Опера, оглашающего
зал слезами Царя - а галерка с Эланор и Максом -
смотрим,
как Капиталисты эксплуатируют в партере, белый мех, бриллианты. С ЮПСЛ
автостопом по Пенсильвании в смешных гимнастических
юбках, брюках, фото четырех девчонок, держат друг
друга за талию,
и смеются, застенчивые,
одиночество девственниц, 1920, эти девочки постарели, или умерли, эти длинные
волосы - в могиле,
или повезло выйти замуж позднее -
Ты так поступила - и я пришел, - Юджин мой брат до меня (все еще
огорчающий
и сейчас и впредь до последней своей застывшей руки, до которой докатится он от
рака - может убьет - может, попозже -станет думать)
И последняя память, я вижу их всех сквозь себя - но не тебя
Я не
знал, что у тебя - что еще - пришло - до отверстия мертвого
рта - ужас - и была ль ты готова? Идти, но куда? В этот Мрак - этот Бог?
этот нимб? Этот Лорд в
Пустоте? Как глаз в грозовом облаке во сне? Адонай-то с тобою?
Запредельная память моя! Не угадать! Ни желтый череп в земле, или
ящик
червивой грязи и выцветших лент - Череп - в Венке? веришь
ли мне?
Неужто
лишь солнце, светящее разуму в кои-то веки, лишь миг у существ,
которых и не было Кроме того, что сейчас, ничего - что у тебя - грустно
это -
и все ж
Триумф
здесь
побывать, и измениться, как дерево сломанное, или цветок, съеденный до корней -
но неистовый, был с лепестками в цвету, мыслящее Мирозданье, сотрясаемый,
раненный в голову, с оборванными листами, засажен в яичную клеть богадельни,
окован одеждой, жалкий - в пятнышках лунных мозг, Небесполезный
Нет
такого, как этот, он все понял в саду о себе и сопротивлялся ножу - утерян
срезал его дебилоид, снежный человек, ледяной - и весной - странная
прихоть - мышление призрака - чья-то там Смерть -острой сосулькой в руке его -
увитая розой старинной - будь проклят - петух из инкубатора бройлеров - сердце
электрических
утюгов.
Аккумуляции жизни нас изнурили - часы, тела, сознанья, туфли, груди
-порожденные совы - твой Коммунизм - "Паранойя" в госпиталях
Ты как-то
пнула Эланор в ногу, та умерла от сердечного паралича.
Во сне? в
один год, обе вы, сестры, мертвы. Счастлива Эланор?
Макс
загибается в офисе на Лоуэр Бродвей, одинок, большие усы над
бухгалтерской
книгой за полночь, в сомненьях. Жизнь его такова, как он видит - и в чем же его
сомненья сейчас? И сейчас он мечтает все так же делать деньги, или что смог бы
делать деньги, взять сиделку, родить детей, даже найти Бессмертие для тебя,
Наоми?
Скоро его увижу. Сейчас я закончу дело - договорю с тобой -как не говорил
в то время, когда у тебя был рот.
Навсегда. И не избежать, как коням Эмили Дикинсон -скачут к Концу.
Путь знаком - этим Коням -
быстрей бегут, чем думаем мы - это по нашей жизни они - и возьмут с собой.
Великолепный и не
оплакиваемый, искаженное сердце, ум, позади превратившийся - в Зад, и лицо,
смастеренное смертью.
В мир, в данность,
ополоумевший от цветенья, не построивший Утопию, закрывшийся под сосной,
жертвующий все в землю, усмиряющий Поодиночке, Иегова, возьми.
Безымянный, Одноликий,
Навсегда непостижимый мной, безначальный, бесконечный, Отец-в-Смерти. Хоть я и
не там для этих пророчеств, не женат, не поется гимнов, не Небесен, безумен,
блажен, а все ж преклоняюсь.
Вам, Небеса после Смерти, Одно
прекрасно в Небытии, не свет и не тьма, а Черная Вечность -
Возьми ж этот псалм, из рук
моих выплесни в день, частицу моих времен, отданных ничему - чтоб славить Тебя
и Смерть
Это конец, выход из Пустыни, путь у Бродяги, Пристань
для всех, черный платок, отбеленный слезами - страница, положенная на Псалм, -
Последняя метаморфоза меня и Наоми - для Божьей Тьмы совершенств -Смерть,
задержи этот фантом!
II
Вновь и вновь - рефрен -
Госпиталям - еще не писалась история ваша -оставим абстрактной - образцы
разбегаются в памяти - как хор саксофонный домов и дат - мемуары электрошоков.
Ночами длинными, как ребенок в
квартире, Патерсон, наблюдая твою невропатию - ты толстела - твое - шаг за
шагом -
В тот день я не в школе, я
дома, ходя за тобой - раз и навек - я клялся -если кто-то не подтвердит мою
идею космо, я погиб - моя еще одна ноша -клялся быть просветителем человечества
- избавить его от мелочей - (безумен, как ты) - (здравомыслие - трюк
компромиссов). -
Но ты изо всех сил глядишь из окна на угол Бродвей
Черч и выслеживаешь убийцу, мистического, наемного из Ньюарка.
Доктор звонит - "О кей,
приходите на отдых!" - надеваю пальто, провожаю вниз, попадается
школьник, вскрикивает безотчетно - "Куда Вы, Леди, к Смерти?" - я
вздрагиваю -
а ты прячешь нос в молью
траченный меховой воротник, газовые маски проникли уж в город, бросают их,
Бабушка -
И не гангстер ли этот водитель автобуса Паблик Сервис
по доставке сыра? Ты вздрогнула, ешь, глядя прямо ему в лицо, я заставляю тебя
двигаться дальше - в Нью-Йорк, на Тайме Сквайр, на перехват - где мы
проболтались около 2-х часов, борясь с невидимыми клопами и еврейской болезнью
- легкий бриз, отравленный Рузвельтом - выволакиваю из автобуса и - бреду за
тобой, и надеюсь, что это все прекратится в тишине Викторианского дома у озера.
Ехать 3
часа по туннелю через всю Америку индустрии, Бейон готовится ко 2-ой Мировой
войне, танки, месторождения газа, фабрики содовой, вагон-рестораны, крепость
(башня) депо локомотивов - в леса, из сосен индейцев Нью-Джерси - тихие
городки - и дороги в длину через поля песков и деревьев -
Мосты над
реками, нету оленей, старинные ожерелья из раковин, громоздящие русло - ниже -
томагавк, или кость Покахонтеса - и мильон старых дев голосуют за Рузвельта в
мелких коричневых домиках, эти дороги в стороне от шоссе Безумья -
Может быть ястреб на дереве,
или отшельник, что ищет совиные гнезда. -
Споры, ссоры с тобой -
испуганная неизвестными на двойных сиденьях пред нами, храпят, несмотря ни на что
- в каких автобусах они храпят теперь?
"Аллен, тебе не понять -
это с тех пор, как 3 палки больших в моей спине - что-то они сотворили со мной
в Больнице, они отравили меня, хотели убить - 3 палки, 3 палки -
"Сука!
Бешеная старуха! Я вижу ее неделю назад, лезет вверх по кирпичной стене
квартиры, в брюках, как старый мужлан, с мешком на плечах
"Выплеснулся
огонь ядовитых микробов, и на меня - ночью - это Луис с ней в сговоре,
сообщник, - она им командует -
"Я твоя мать, отвези меня
в Лейквуд (где граф Цеппелин взорвался, весь Гитлер во взрыве!), где я
спрячусь".
Приезжаем
- гостиница д-Уотзис - Наоми скрывается в туалете - тре-1 буст переливания крови
Просят - мы топаем с чемоданом
к незнакомым домам на тенистой лужайке - сумрак, сосны из темноты, - длинная,
вымершая земля, всюду сверчки и ядовитый плющ -
Замолчи - дом, КОМНАТА ОТДЫХА
- деньги хозяйке за неделю -поднимаю каменный чемодан - сажусь на кровать с
мыслью удрать -
Мансарда, комната с покрывалом
- шторы из кружев - тканый ковер -в пятнах обои, старые, как Наоми. Мы дома.
Первым автобусом уезжаю в
Нью-Йорк - закинув голову, на последнем сиденье, тоскливо - худшее все еще
впереди? - еду и цепенею - я, двенадцатилетний
Спрячется в комнате и выйдет
веселая к завтраку? Или замкнется чтоб видеть в окно шпионов окрестных улиц?
Ухо приложит к замочной скважине, нет ли неуловимого газа от Гитлера? Уснет на
стуле, - или дразнит меня - у черкала, в одиночестве?
III
Еду, 12,
автобус, Нью-Джерси ночью, оставляя Наоми Паркам в Лейк-нудском доме призраков
- уезжаю с своею судьбой - в кресле тону - все скрипки разбиты - боль сердца
под ребрами - пустоголов - Безопасность ли в этом гробу?
Или вновь она в Школу Учителей
Ньюарка, изучает Америку в черной юбке - зима, нет завтрака - пенни за пикуль -
дом, ночь, ходить за Эланор в спальне -
Первый
невроз 1919 - в Школу не ходит, лежит в темноте 3 недели -что-то ей худо - не
говорила, что - всякий шум ранит - Сны о том, как скрипит Уолл-Стрит-
Перед
серой Депрессией - едет на север штата Нью-Йорк - выздоравливает - Луис
сфотографировал, сидит со скрещенными ногами в траве -длинноволосая, вся в
цветах - смеется - поет колыбельные на мандолине -ядовит дух плюща в летних
лагерях, левых, и я, младенец, смотрю на деревья
Или опять учительствовать,
смеясь с идиотами, отстающие классы -ее русская специальность - слабоумные,
сочные губы, большие глаза, тонкие ноги, больные пальцы, прогиб в поясницах,
рахиты -
громадные
головы раскланиваются над Алисой в Стране Чудес, на доске нарисованы одни КОШКИ
Наоми,
читающая терпеливо рассказ из Книги Коммунистических басен - Сказку О
Неожиданной Щедрости Диктатуры - Реабилитация Ведьм -Целования Армий -
Пляски
Смерти Вокруг Зеленого Стола - Император и Трудящиеся -Патерсон Пресс печатала
их до 30-х годов, пока не свихнулась и тут же прикрыли, одновременно.
О Патерсон! Я поздно вернулся
в ту ночь. Луис в тревоге. Как я мог -не думал ли я - я не смел оставлять ее.
Сумасшедшую в Лейквуде. Вызвать врача. Дозвониться в дом, окруженный соснами.
Но поздно.
Спать иду, измочаленный, хочу
умереть (кажется, в том году влюбленность в Р. - наша средняя школа помнит
героя, еврейского мальчика, стал он врачом - а тогда молчаливый, опрятный
ребенок -
Я поехал за ним, переехал в
Манхеттен, поступил за ним в колледж -я Бога молил на пароме помочь человечеству,
если примут, дал обет в день Приемных экзаменов –
Я, революционер-лейборист,
честный - учат ли этому - вдохновленный Сакко, Ванцетти, Норманом Томасом
Дебсом4, Альтгельдом , Сандбергом, По - Маленькими Голубыми Книгами
, я мечтал стать Президентом, или Сенатором.
горе неграмотному - я мечтал
стать на колени у Потрясенных колен Р., повествуя о моей любви 1941 - Как мил
он был со мною, хоть я и хотел его, и отчаялся - первая любовь - потеря
головы).
После гибельная лавина, целые
горы гомосексуализма, гнойные рога петуха, Большой Каньон, заднепроходный -
тяжкая моя, меланхолическая голова.
Между тем шел я по Бродвею,
вообразив Бесконечность, как резиновый мяч, герметичный - что вне ЕЕ? -
возвращаясь к себе на Грэхем Авеню -с тою же меланхолиею мимо зеленых оград,
одиноких, на улице, справа, и спал после кино -
В 2 ночи
звонит телефон - Срочно - она сошла с ума - Наоми, спрятавшись под кровать,
выкрикивает лозунги Муссолини, безумные - На помощь! Буба! Фашисты! Смерть! -
хозяйка напугана, старик, изможденный, помощник, шумит на нее -
Террор, это будит соседей -
леди вторых этажей, здоровеющие от климакса - это тряпье между бедер, чистые
простыни, печаль о потерянных детях - мужья мертво-бледны - дети с ухмылкой в
Йеле, или с намасленными волосами в ССНУ, или дрожащие в Государственном
Колледже в Монтклере, как Юджин -
Она подогнула большие ноги к
груди, рукой указует Держитесь Подальше, бедро в шерстяном, меховое пальто под
кроватью - баррикада из чемоданов под сеткой кровати.
Луис, в пижаме у телефона, боится
- что делать? Кто знать мог? - я виноват, довести до одиночки? - сидит в
темноте, на диване, дрожа, постигая -
Утренним поездом в Лейквуд.
Наоми еще под кроватью - ей кажется, он привел мерзких ментов - Наоми кричит -
Луис, что с твоим сердцем? Ты убит ее истерией?
Вытянул из-под кровати, за
угол, на такси, втолкнул с чемоданом, но шофер выставил их у аптеки. Автобусная
остановка, ждут два часа.
Я нервничаю в кровати 4-х
комнатной квартиры, кровать и в гостиной у письменного стола, где Луис -
качается - он явился домой ночью, поздно, сказал обо всем.
Наоми у полки с рецептами,
защищается от врагов - ряды книг для детей, чехлы для спринцовок, аспирин,
горшки, кровь - "Прочь, убийцы! Стоп! Не убивайте меня!"
Луис, ужасен с фонтаном
содовой - с девочками-скаутами с Лейквуда -кокаинисты - медсестры - водитель
автобуса, строго по расписанью - Полиция, деревенская, тупая - и священник с
мечтою о свиньях на диком утесе?
Вдыхая - Луис опустошен -
клиенты блюют Кокаином, или вот-вот будут блевать - Луис оскорбленный - Наоми
триумфаторша - Путч раскрыт. Вот и автобус, но не возьмут их в Нью-Йорк.
Звонят, д-р Уотазис. "Ей
на отдых". Психбольница - Государственные Грсйстоун-Врачи -
"Привозите ее, м-р Гинзберг".
Наоми, Наоми, потеет,
круглоглазая, платье расстегнуто сбоку - лоб в волосах, чулки, свисшие с ног -
"кровь перелейте" - вверх рука, справа - в ней туфля - босая в
Аптеке.
Вот и врачи - где яды?
Магнитофоны? ФБР? Жданов, спрятанный за прилавком? Троцкий, смешавший коктейль
из бактерий крыс в глубине магазина? Дядюшка Сэм в Ньюарке, лелеющий план
смертоносных паров на Негритянский Квартал? Дядюшка Эфраим, одурманенный
кровью в баре политиков, планирующий Гаагскую Конференцию? Тетя Роза, цедящая
воду сквозь иглы взрывателей Гражданской войны в Испании?
пока не явилась скорая помощь
за 35 долларов из Рэд Бэнка - держали за руки - привязывали к носилкам -
стонет, о ирреальность - рыгает химическим через шерсть, просит Сострадания к
Морристоун у Графства Эссекс -
и снова в Грейстоун, где
пролежала три года - то был последний срыв, окончившийся Сумасшедшим Домом -
Под чью опеку, в какую палату
- я ходил туда позже и часто - старые женщины, недвижимые, как серое облако в
пепле, или как стены - мурлыкают песенки на полу. Стулья - как ведьмы, в
морщинах, еле двигают ноги - проклинают - чтоб я их жалел, мне 13 -
"Возьми домой" - я
шел иногда один, искал потерянную Наоми, впадая в Столбняк - и я говорил
"Нет, ты ненормальная, Мама, - Верь Врачам" -
И Юджин, старший сын твой, мой
брат, изучающий право в меблираш-ке в Ньюарке -
прибыл под
звон Патерсона с утра - садится в битое кресло в гостиной - "Нужно ее
обратно в Грейстоун" -
смутился, такой молодой и
слезы в глазах - плачет, гримасы - "Почему?" скулы дрожат и рыдает,
прикрыты глаза, тоненький голос, лицо - боль Юджина
издалека, он прыгнул в лифт
Библиотеки Ньюарка, ежеутренняя бутыль молока на подоконнике за 5 долл.,
меблирашка, где центр, у троллейбусных линий -
трудится 8 час. в день за 20 в
неделю - и учится в Юридической школе - одинокий, невинный у негритянских
борделей
он бедная Донна - пишет в рифму об идеалах и пункты
политики в Пат Еве Ньюс (мы вместе писали, бичуя Сенатора Бораха и
Изоляционистов и понимали мистерии Патерсон Сити Холла) -
как-то я глянул вовнутрь -
башня Молох, локальная, с фаллосом-шпилем, с орнаментальной вершиной, странная
готическая Поэма на Маркер Стрит - копия Лайонс Отель де Билль -
крылья, балконы, порталы с
лепкою в завитках, ворота к гигантским часам, городским, секретная карта,
комната, набитая боярышником - мрачный Дебс в Совете Налогов, Рембрандт,
курящий во мгле
Молчат полированные столы в большом комитете -
Ольдермен? Бюро финансов? Моска, парикмахер и заговорщик - Мажь говном
гангстера и его приказы из сральни - Полудурок, борется с Связью, Огнем и
Ментами, с Метафизикой из-за Кулис - мы мертвецы - на улице у автобусной
остановки Юджин пристально в детство смотрел
где молился Евангелист,
полоумный, о 3-х декадах, жестковолосый, помешался на верев свою утлую Библию -
бледнолиц, Встречающий Тебя Господи, патриот на укатанной всеми дорожке -или
Бог и Любовь на бетонном мостке над железной дорогой - он бредов, как и я,
одиночка-Евангелист - Смерть в Сити-Холл -
Но Юджин, юный - в Учительском
Колледже Монклера 4-хгодичном -полгода учится и бросает - идет в жизнь - боится
Дисциплинарных Проблем -грязносексуальных Итальянских студентов, грубые девки,
нет Инглишь, сонеты не в счет - и знал только то - что потерял -
так свихнул свою жизнь на две
и платил за Право - читая книги, огромные, голубые и катался на старомодном
лифте в 13 милях от Ньюарка -учился прилежно, футурум
вдруг вой Наоми на ступеньках
крыльца неудач, финальное время, Наоми ушла - мы одни - дома - сидим
С'ешь куриного супика, Юджин.
Человек из Евангелия декламирует перед Сити-Холл. И в тот же год у Луиса
поэтические любови окрестных отроковиц - тайком - музыка из его 1937-ой книги -
искренний - он хотел красоты -
Ни единой
любви с тех времен, как Наоми завыла - с 1923 - новости у нее - Электрошок за
40-м Инсулином.
От Метразола толстеет .
И вот через столько-то лет она
дома - мы, планируем - я ждал этот миг - моя Мать снова будет кормить и - и
бренчать на фортепиано - под мандолину - Ланг Стью и Стенька Разин, и
коммунистический профиль войны с Финляндией - и Луис в долгах - подозревала
грязные - Капитализмы
Идет по гостиной и смотрит
мебель. Не помнит ее. Амнезия. Изучает салфетки - и гарнитур из столовой уплыл
-
Красного
дерева стол - 20-летней любви - у старьевщика - но еще пианино - и книга По - и
Мандолина, хоть и в пыли, и без струн
Уходит в дальнюю комнату и в
кровать, думает, дремлет, и отстраняется - я вхожу, не быть же ей самою с
собой - лег рядом - тени, тягучие, сумерки раннего вечера - Луис во фронтоне,
ждет за столом - может быть варит
"Не бойся, я просто вернулась из психиатрической
клиники - я мама" -Любовь моя бедная и потерянная - боюсь - и лежу -
говорю "Я люблю
тебя, Наоми" и цепенею
рядом с ее рукой. Мне б заплакать, а этот безутешный
и одинокий союз? Нервы, встает.
А сатисфакция? Садится в новое кресло у окон, тяжелая
- щекою на руку - сужает глаза - чей роковой этот день -
Ковыряет ногтем в зубах - губы как О, подозреваю - не первой молодости
влагалище - и смотрит пусто - немыслимые долги, записанные на стене,
неоплаченные - и стертые груди Ньюарка - вот что приходит мне в голову -
Может, слушает радиосплетни по проволоке в мозгу, где
дирижеры 3 палки, оставленных гангстерами по забывчивости в больнице - вот и
боли меж плеч -
Рузвельту б знать ее жизнь, говорит - Страх и убьют,
но правительство знает их имена - тянут к Гитлеру - дом Луиса бы бросить, и
навсегда.
Как-то ночью припадок - как кваканье изнутри -
судороги и красная рвота изо рта, диарейные воды текут - на четвереньках у
унитаза - моча сбегает меж ног - блюет на плитки пола, испачканные фекалиями -
безостановочно -
Сорокалетняя, варикозная, голая, толстая, обреченная,
за дверью у лифта кричит Полицию, зовет Розу, подругу на помощь -
Как-то закрылась на ключ с бритвой, иод - кашель,
слезы у раковины -Луис взламывает стеклянную дверь, зеленую - тащит в спальню.
Тихие месяцы тою зимой - прогулки, ходит одна у
Бродвея. Дейли Уоркер читает - руку сломала на льду -
Придумывает ходы, как обойти заговор космо-убийств,
финансовых и бежит в Бронкс к Эланор, сестре. И еще сага о поздней Наоми в
Нью-Йорке.
От Эланор, или Союза Рабочих , от текучки,
существованья - идет в магазин за томатным супом Кемпбелл - пересчитывает
деньги от Луиса -
Друг появляется, врач - д-р Айзек, Национальный Союз
Моряков - а в общем-то он Итальянская старая, лысая кукла и толстая - сирота -
его выставляют везде - жестоко
Неряха, садится она на стул,
на кровать, в корсете и бредит - "Я горяча -Я толста - У меня прелестная
талия до больницы - была - Ты бы видел меня в Вутбайне - это в меблирашке в
НМУ-холле, 1943
Листает фотооткрытки голых детишек в журнале - рекламы
детских присыпок, сверхъестественных рыжих морковок - "Я думаю лишь о
хорошем".
Крутя головою на свет, туда и
сюда, в окошко и в лето, в гипнозе, в воспоминаниях о снах голубиных -
"Я глажу щеку, я глажу его щеку,
он трогает губы рукою, мои, я думаю о красивом, у ребенка чудесная ручка"
-
Или недвижное тело, отврат - думает о Бухенвальде -
инсулин ударяет в башку - дрожит физиономия - (похоже на дрожь, когда я мочусь)
- вредные химикаты в коре головного мозга - "Но не думай о нем. Он -
крыса".
Наоми: "После смерти мы
превращаемся в лук, капусту, морковь и тыкву, и в овощи". Я из Колумбии, и согласен с ней.
Она читает Библию, очень приятно.
"Я видела Бога вчера. Как он?
Хорош, днём я залезла на лестницу - у » Него на окраине дешевенький домик, в
Монро, Нью-Йоркские птицефермы в лесу. Он одинокий старик с белой бородкой.
Я ужин сварила ему. Я ужин отличный сготовила - суп
чечевичный, к овощи, хлеб с маслом - рыбья икра - Он сел и ел, Он
печальный.
Я сказала: посмотри на вражду и убийц здесь, внизу. В
чем тут дело? почему ты не остановишь?
Я стараюсь, сказал он - вот и
все, что он мог, он устал. Он бакалавр... едок чечевичной похлебки".
Давая тарелку холодной рыбы -
режет сырую капусту, спрыскивает из-под крана - вонючие помидоры - недельной
давности из шоопа "Здоровая пища" - тертая свекла, морковка, соус,
тягучий - такую тоску наводящий обед -не естся, тошнит - Подаянье из рук, из
которых воняет Манхеттен, безумье, угодливость и холодок недоваренной рыбы -
бледнорозовой у костей. Запах Наоми - частенько она обнаженная дома, смотрю
перед собой, делаю вид, что листаю книжку, не глядя на мать.
Как-то мне показалось, она не прочь и переспать со
мною - кокетничает у раковины - идет и легла на кровать, загромождающую всю
комнату, задрала подол, бедра, большой куст волос," шрамы от операций,
панкреатит, вздутый, аппендицит, проколы от швов, следы от разрезов, в жире,
как широкие "молнии", длинно-рваные губы меж ног - и даже запах
анальный? Я холодею - вроде б сопротивлялся слегка - недурная идея испытать -
знаете -Монстр Возбужденной Матки, может быть, это и путь. Ей вес равно. Ей
нужен любовник.
Иисборач, в'иистабач, в'испоар, в'изроман,
в'ииснасекс, в'иишадор, в'ишалех, в'иишаллол, ш'мех, ш'кудшо, б'рич ху9.
И Луис, обживающий мрачную
комнату в негритянском квартале, 11а-терсон - с девочкой, женится даже на ней,
во второй раз влюбленный, вялый и робкий - все ж 20 лет идеализировавший Наоми.
Как-то я задержался в
Нью-Йорке, приезжаю, он в спальне, один у стола, сидит, повернулся на стуле ко
мне - плачет, слезы в красных глазах, под очками -
Что ж, он оставлен - Джен его в армии, странно - она
ускользнула в Нью-Йорк, в ее меблирашке почти как в детской. Луис же ходит на
почту за тем, что пришло, учительствует - коротает часы за столом, поэтическим,
брошенный - горя хлебнувший в Бикфорде, да все эти годы - прошли.
Юджин вернулся из Армии, переменился - обрезанный нос
- еврейская операция - год за годом - он останавливал дев на Бродвее, на чашку
кофе с постелью - и вот он в Нью-Йоркском Университете - очень серьезно,
кончает Право -
Жил с ней и Юджин, питался рыбной котлетой, склеенной, этой дешевкой,
а она становилась безумней - он похудел, и беспомощный, поразительны позы
Наоми 1920, при луне, полуодетой, в соседней кровати.
Ногти кусает и учится - сын фантастический и сиделка -
в новом году перебрался в комнату у Колумбии - она-то хотела жизни с детьми, со
своими -
"Слушай, пожалуйста, молится мать" - Луис
посылает ей чеки - я в том году 8 месяцев маюсь, клоповник - о впечатленьях ни
слова - здесь Плач -
Потом она стала
полусумасшедшей - Гитлер в дому, видит усы его в раковине - боится д-ра Айзека,
есть подозренья, и он - член Нью-Йоркского заговора - едет в Бронкс, ближе к
сердцу Эланор, к ее Ревматизму -
Дядя Макс никогда не вставал раньше полудня, Наоми в 6
поутру уже слушает радио - чтобы знать, как бороться со шпионажем - или
обследует подоконник, ведь внизу, во дворе, в пустоте кто-то крадется, старец в
обвислом и черном пальто, полон мешок на спине - пакетами мусора.
Макса сестра, Эди хлопочет - 17 лет библиотекаршей в
Гимбл - внизу, в том же многоквартирном доме, разведенная - в общем Эди берет
Наоми в Росамбу Айв -
Лесная поляна, Кладбище средь
улиц, целая площадь могил, здесь и По побывал - конечная станция сабвей у
Бронкса - множатся коммунисты в том регионе.
Кто надумал набор в класс
рисования Вечерней Средней Школы для Взрослых в Ванкортланд - едет одна -
рисует она Наомизмы -
Люди на травке в Лагере
"Нет проблем" во время оно - святые и по-стнолицые в больничных
штанах для долголежащих -
Семейные пары и их женихи,
карликовые у Лоуэр Ист Сайд - затерянные поезда Надземной ж.д. мчатся над
крышами Вавилонских жилищ в Иронксе -
Грустные темы - ее
самовыражений. Ушла мандолина, сплыла, струны все рвутся в ее голове, пробует, что ли, себя.
В Красоте? или в Письменах из какой-то прошедшей жизни?
Но пинает
Эланор, а у Эланор сердце - встает и говорит о Шпионах, часами - Эланор уже
измочалена. В офисе Макс, проверяет счета по сигаретным ларькам, допоздна.
"Я
великая женщина - я прекрасна душой - потому-то они (Гитлер, Бабушка, Лань,
Капиталисты, Франко, Дейли Ньюс, Муссолини 20-х, живо-мертвец) возомнили, чтоб
я заткнулась. Буба - резидент" -
Пинает девчонок, Эди, Эланор -
будит Эди в ночи и говорит, ты шпионка, а Эланор крыса. Эди работает днем, ей
ни к чему все это - Сна формирует союз. - А Эланор наверху уже умирает в
кровати.
Родня
вызывает меня, ей хуже, я - последний, оставшийся. Едем с Юджином в метро, едим
тухлую рыбу -
"По
радио шепчет сестра - Луис обязательно дома - мать подсказывает, что сказать -
ЛЖЕЦЫ! - я стряпаю детям моим, двоим - я играю на мандолине" -
В ту ночь
соловей будит меня /В ту ночь была тишина/ Поет в золотистом свете луны /С
вершины зимней горы/. Она пишет.
Я к двери,
толкнул и кричу "НЕ СМЕЙ БИТЬ ЭЛАНОР" - уставилась на меня -
Презирающая - хоть умри - не верит, что ее сыновья так наивны, тупицы -
"Эланор - шпик из шпиков! Она исполком ордеров на арест!"
Никаких провожаний!" - я
ору на нее - из последних сил. Юджин слушает с кровати, не улизнуть от этой
фатальной Мама - "Ты годы живешь без Луиса - Бабушка тоже ногами
дряхла" -
Мы все были живы - я и Джен, и
Наоми в одной мифологической квартире - кричим Беспрерывно - я в Колумбийской
куртке, она полураздета.
Я стучал по башке, в которой
видеоряд Радиограмм, Палок, Гитлеров, Галлюцинаций - под реальность - под
собственную вселенную - и ни одной тропинки ни к кому - лишь к себе - ни
Америки, ни даже Мира -
Здесь ты по случаю, но как
все, как Ван Гог, как помешанный Ганнах, как всем - суд последний - Гром,
Духовность и Молния!
Я видел могилу твою! О
Странная Наоми' Это ж и моя - треснутая могила! Шема, У! Израиль - я есть Свул Аврум - ты - мертва?
И последняя ночь из тьмы
Бронкса - я звоню - из больницы - в секретную полицию
и приезжают, и мы одни, орешь
в мое ухо о Эланор, а та еле дышит в постели, осунулась
Не забыть, как били в дверь,
при твоем-то страхе шпионов - честное слово, явился Закон - вечность ступает в
комнату - и ты, бегущая в ванную, голая, протестуя - и последний твой
героический фатум.
Преданно смотришь мне в очи и
неподвижно, последние вспышки безумья спасают меня - от пинка, от ноги,
убившей сердце Эланор
речь твоя к Эди, уставшей от Гимбелса, вернулась домой к разбитому радио - и Луис,
пустой, ему нужен развод, хочет жениться еще - Юджин, спящий в норе на 125-й
Стрит, составляет иск неграм за дрянной фурнитур адвокат темнокожих девиц -
Протестуя из ванной - Наоми кричит, что в своем уме -
халат из ХБ, туфли, новые, сумочка при себе и вырезки из газет - ты, правдоискательница
-
сделать бы губы живыми помадой, никак, видеть бы в
зеркало, кто тут сумасшедший - я, или целый фургон полицейских.
или шпионка-Бабушка в 78 - ты видишь - скребется в
стенку кладбища с мешком политвора - и что же еще видела ты на стенах Бронкса,
в розовой сорочке, ночной, глядя в окно, во двор, где нет никого -
Ах, Рочамбу Эйв - Плей-место фантомов - штаб шпионажа
в Бронксе последний дом Эланор с Наоми, где эти коммунистические сестры убили
свою революцию -
"Отлично - Ваше пальто, Мистрисс - пройдемте - у
нас полицейский фургон, внизу - хотите на станцию?"
Едем - держу руку Наоми,
голову прижимая к груди, я выше событий -целую ее, говорю, так лучше - Эланор
больна - Макс сердечник - Безнадюга -
И себе - "Почему ты так поступил?" - "Да, Мистрисс, ваш
сын покинет вас через час" - Скорая помощь
через энность часов - едем в 4
утра в какой-то ночной центр, в Белле-ву - уходит в больницу, уже навсегда. Я
вижу, уводят - качается, слезы в глазах.
Два года спустя, после Мексики
- унылы равнины - Брентвуда, щетки кустарника и трава у заброшенных ж.д. путей
у сумасшедшего дома -
новый дом, кирпичный,
центральный, 20-ти этажный - кем-то забытый на полоумных лужайках Лонг-Исланд -
огромных лун городских.
У дома гигантские крылья над
тропкой в маленький черный туннель -к двери - вход в промежность -
Я вхожу - пахнет смешно - и
вновь залы - вверх лифт - к застекленным дверям женского отделенья - к Наоми -
две здоровенных сестры в белом -выводят ее, Наоми, сощурившись, смотрит - я
задыхаюсь - у нее был удар -
Исхудалая, кожа да кости - вот и старость, Наоми -
совсем поседела -платье болтается на скелете - это лицо, впадины, вялое - щеки
старухи -
Рука отнялась - тяготы сорока,
климакс, еще и инфаркт, новость -прихрамывает - лоботомия - рука, разбитая,
опускается, это к смерти -
О с Русским лицом женщина, на
траве, длинноволосая, в нимбе цветов, мандолина, колени -
О красота, коммунистическая,
здесь сидит замужем, летом, среди маргариток, обещанный рай в руках -
мама святая, смеющаяся от
любви, новый мир уж построен, и свой, дети топают по полю, голопупые и в
одуванчиках,
это они в сливовой роще на
горизонте луга, вот и дом, и в нем -белоголовый негр рассказывает секреты своей
дождевой бочки -
благословенная дочь, открывшая
эту Америку, как мне услышать твой голос, музыку твоей матери, Интернационал -
О славься муза, рожденный из
чрева, я всосал твои первые капли загадочной жизни и ты научила меня языку и
музыке, из твоей головы унаследованные - Миражи -
Пытаемый, мучимый собственным
мозгом - какие галлюцинации и проклятья заставят выискивать Вечность вне моей
черепной коробки, но я нашел МИР Тебе, о Поэзия - и всех зову к Истоку
Смерть, универсальная мать! -
Носи свою наготу, белый цветок в волосах, брак в небесах - ни одна революция
не разрушит твое целомудрие -
О прелесть Гарбо моей Кармы -
все фотографии 1920 в Кемп Нитч-Джедайгет здесь, неизменны - со всеми учителями
Ньюарка - и Эланор здесь, и Макс не ждет неожиданностей - и Луис не на пенсии,
а в Средней школе -
Обратно! Ты! Наоми! Ко мне!
Сухость бессмертия и революции, пришлые - маленькая, надломленная мама -
закрыты больницы, пепельноглазы, серая кожа, больная -
'Ты шпион?" - сел к столу, омерзительному, глаза
в слезах - "Кто ты? Луис подослал?" - Провода .
в ее волосах, стучит себя по затылку - "Я хорошая
девочка, не убивайте меня! - Я подняла двух детей" -
Два года спустя - я кричу - она вперилась пристально -
входит сестра и прерывает, момент - я прячусь в ванную, белые туалетные стены
"Ужас" рыдаю - вновь видеть ее - "Уж
ас" - как если б она умерла, гниль могил - "Ужас!"
Я возвращаюсь и вижу кричащей, сильней - уводят - "Ты не Аллен"
-смотрю ей в лицо, но она проходит, не видя -
Дверь открывают в палату - вошла, не обернулась, вдруг стихшая - я смотрю
- это старуха - у края могилы - "Все ужас!"
В следующем
году я уехал из Н.Й. на Западный Берег, в Беркли, в коттедже, я думаю - как же
всю жизнь, в какой форме душа ее в теле, пепел и помешательство, радостей нет -
бок о бок со смертью - с глазами моей формы, единственная Наоми, мать моя
еще на земле - и шлю ей письмо, длиннейшее - гимн сумасшествию -Труд
милосердного Бога Поэзии.
это
заставит траву зеленеть, ослабевшую, а скалу распуститься травой - а Солнце
быть всегда на земле - Солнце подсолнухов, всех, и дней на железных мостах,
сверкающих - и свет тот над всеми больницами - как у меня на дворе -
Как-то
вернусь из Сан-Франциско, вечер, Орловский, убит, в мирном кресле - от Джен
телеграмма, Наоми мертва -
Голову
опускаю, земля, на улице, под кустами у гаража - что ж, так . |учше - чем под
присмотром - до конца - на Землю не глянуть - и никого, ни из близких, за 60-т - старая, смертная
женщина - с заплетенными косами Наоми, Библейская -
или Руфь,
рыдающая в Америке - Ребекка, стареющая в Ньюарке -Давид, вспоминающий Лиру
свою, сейчас он юрист в Йеле
или Сеул Аврум - Израэль Абрахам - мисельф - поющий в пустыне о
Боге - О ЭЛОИМ! - так до конца - 2 дня спустя после смерти я получаю
письмо, от нее - •• »
Странное
Провидение вновь! Пишет она - "Ключ в окне, ключ - в солнечном свете окна
- ключ у меня - Женись, Аллен, не принимай наркотики - ключ - в солнечных
полосах, в окне.
Люблю,
Твоя
мать"
она же Наоми -