|
Газа не так уж и далеко или богатые тоже плачут
МИХАИЛ ЛАРИНОВ
День 7 декабря объявлен в России днем траура. Днем скорби по погибшим в результате пожара, возникшего в ночном клубе «Хромая лошадь», что в Перми. Сообщения в новостях говорят о 111 опознанных жертвах. Холодом ужаса повеяло от всегда утверждающих и патриотичных сообщений телеэкрана. «Признаков теракта не обнаружено», - заявил журналистам глава МВД Нургалиев. Тем самым лишь увеличив торжество страха и ужаса, охвативших российского обывателя. Когда есть указания компетентных лиц на «чеченский след» все гораздо проще: следуя отработанной годами реакции, шовинистическая вспышка позволяет снять напряжение. Рок и неизвестность всегда пугают больше.
Рок и неизвестность – одновременно режиссеры и главные актеры пермской трагедии. Сам я не верю в бога, но на языке верующих стечение обстоятельств, приведших к пожару, принято называть либо волей Господа Бога, либо происками Дьявола. Так вот эти ребята - Господь Бог и Дьявол – по моим наблюдениям, почти всегда играют за команду буржуазии. Творимые ими стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии и пожары традиционно бьют в первую очередь по малоимущим классам. Именно бедным положено страдать. Однако случай «Хромой Лошади» выпадает из общего ряда. Должно быть, на небесах или в аду запахло переворотом. Публика, собиравшаяся в этом ставшем печально знаменитом клубе, была публикой буржуазной, как по своему экономическому положению, так и по своему типу сознания. В целом весь феномен клубной культуры агрессивно буржуазен, а от его проекции на молодежь - так называемых принципов RnB - веет фашизмом.
Эти «красивые» и «успешные», обязательно равнодушные к ежедневным страданиям унтерменшей (простите, «неудачников», «лузеров» – так это звучит по-современному), собрались в своем любимом клубе, чтобы «красиво» и «успешно» отдохнуть – с иномарками у входа, дорогим вином на столиках, танцами и полуголыми девушками go-go (не знаю, был ли в «Хромой лошади» зал для стриптиза). Так положено - отдых после тяжелых буржуазных будней. Однако роковое стечение обстоятельств – кем-то брошенная в разгар веселья пиротехника – погрузила Пермь вместе со всей благополучной страной (in god we trust as dollars) в атмосферу кровавой схватки с неизвестными силами хаоса. Хаос покарал буржуазию. Слышны отзвуки хоть и не Элевсинских Мистерий, но наиболее драматичных ветхозаветных историй точно.
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю округу сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли…»(Бт 19:25, 19:26)
И этот же Господь, наказав содомлян, затем, по сути, благословляет дочерей Лота на инцест. Он совсем не такой простой, как его изображают церковники. В любом случае, данный сюжет – архетипичен для режиссеров тотального театра. Неслучайно же Антонен Арто в статье «Режиссура и метафизика», размышляя о картине Лукаса Ван ден Лейдена «Дочери Лота» отмечал, сто она – «это то, чем должен быть театр, если бы он сумел заговорить собственным языком».
В январе этого года в то время, когда государство Израиль в очередной раз решило покарать палестинцев, неподалеку от одного из ночных клубов Воронежа мною была замечена надпись «ГАЗА НЕ ТАК УЖ И ДАЛЕКО». Скорее всего это была наивная попытка обращения к нашей продвинутой и позитивной молодежи, прожигающей жизнь на своих банальнейших буржуазных party, что-то вроде отчаянного призыва к пробуждению. Также я помню, как отправляясь на работу в ночную смену, проходил мимо ночного клуба «Жара» и позднее появившегося клуба Fiery Ice («Огненный лед») с яркой вывеской «взрывное эротическое шоу». Я помню лица собравшейся у входа в клуб публики. В негодующем взгляде парней – барчат и хозяев - я прочел лишь ненависть и усмешки. Девушки старались на меня не смотреть, ибо каждый взгляд, даже негодующий, по их правилам должен быть оплачен. Чего же им ждать от несуразности вроде меня? Грязного хиппи и коммуниста, в берете и рваной кожанке…Чандала, палестинца и негра (нет не дружественного им MTV-шно - RnB-шного мудака, а «пантеры» из 1960-х) – то есть того, кто согласно их расистским представлениям человеком не является…Не скрою, что в отдельные моменты хотелось, чтобы в «Жаре» стало по-настоящему жарко, «Огненный лед» стал по-настоящему огненным, а «взрывное эротическое шоу» наконец-то взорвалось к чертям собачьим…(Данное описание эмоционального состояния необходимо исключительно для осмысления морального облика произошедшей трагедии, я не призываю поджигать ночные клубы).
Я не буду горевать 7 декабря, впрочем, как не буду и радоваться. Я буду по-библейски спокойным. Я не желал и не желаю смерти этим людям, я не знал никого из них лично, хотя предполагаю, что прекрасного в них было много меньше, чем имманентно присущего буржуазии уродства. Ибо чтобы быть прекрасным нужно быть бедным. В Перми пострадали богатые, причем во время триумфа своего богатства, пусть провинциального и мещанского, но триумфа. Бедные же страдают и умирают каждую минуту, хотя это принято не замечать. Все свои слезы я пролил по бедным, к коим принадлежу сам вместе со своей семьей. На богатых, признаюсь, слез не осталось. О том, как плачут богатые – я не знаю. Возможно, следует пересмотреть известную мыльную оперу Фернандо Чакона. Включайте «вести» и «время» - внимайте отрывкам из ретроспективы.
Кто знает, быть может, за этой кровавой историей скрывается то самое откровение, описанное уже упоминаемым мною создателем Театра Жестокости, тот самый «прорыв вперед, движение наверх из глубин скрытой жестокости, где кроются, и в отдельном человеке, и в целом народе, все извращенные потенции духа»? И пройдя через торжество зла и триумф темных сил, вскрыв мучащие нас моральные абсцессы, мы хоть как-то приблизимся к очищению...
Источник
|
|