NEW LEFT VORONEZH
NEW LEFT VORONEZH
пролог главная в печати лефт-культ теория ссылки гостевая
ЖАН-ЛЮК ГОДАР И "САМАЯ ВЕЛИКАЯ РОК-ГРУППА В МИРЕ"
МИХАИЛ ЛАРИНОВ


Jean-Luc Godard, ONE PLUS ONE/SYMPATHY FOR THE DEVIL (1968)

Первоначально Годар планировал снять в Англии фильм об абортах на деньги меценатки греческого происхождения Элени Коллард. Однако весной 1968-го английские законы в отношении права женщин на аборт серьезно смягчились. Тем не менее, французский режиссер выразил готовность снять фильм в Англии, если в нем будет сниматься культовая английская рок-группа – либо The Beatles, либо The Rolling Stones.

Мик Джаггер относился к Годару с большим почтением, и ему, безусловно, льстило, что режиссер заинтересовался Stones. В те времена Stones считались провокационной, бунтарской группой. В кругу тогдашней лондонской богемы, в котором вращались Stones, нашли широкое распространение леворадикальные взгляды. Рожденный в рабочей семье во время войны, Мик в 1968-м также старался как можно чаще демонстрировать свою антибуржуазность. Это много лет спустя - в 1998 году, впервые посетив с концертами Россию, он с улыбкой миллионера будет вспоминать, что в юности считал себя коммунистом, а затем осознал, что нужно быть более «прагматичным»…


А в то время Мик дружил с известной актрисой Ванессой Рэдгрэйв (кто еще из Революционной Рабочей Партии был так верен старичку Джерри Хили, как она?) и молодым левым интеллектуалом пакистанского происхождения Тариком Али из International Marxist Group – будущим редактором New Left Review. Вместе с ними 17 марта он принимал участие в массовой демонстрации против войны во Вьетнаме на Гросвенор-сквер и даже бросал камни в полицию…Стоит ли говорить, что и песни Stones делали тогда шикарные. Вышедший в мае 68-го сингл Jumpin Jack Flash моментально стал одним из гимнов бунтующей молодежи, саундтреком для сражений на баррикадах. Будоражащий, много раз повторяющийся проигрыш на акустических гитарах был словно сигналом для того, чтобы взять камни в руки или во время укрыться от обильного слезоточивого газа… But it's all right now, in fact, it's a gas!

Годару нравятся Stones. Годар будет снимать Stones. 30 мая (того самого парижского красного мая, Вольтером которого, по выражению А. Тарасова, был Годар) режиссер покидает Париж и вылетает в Лондон, оставив работу над документальным фильмом «Майские события» (Les Evenements du Mai), оставив сражающийся революционный Париж ради дождливого Лондона и Stones…


Впоследствии Мик Джаггер вспоминал, что в июне 1968-го он много раз встречался с Годаром в его гостиничном номере и долго беседовал с ним, желая глубже понять замысел фильма. Однако, несмотря на искреннее желание Мика, сделать это ему так и не удалось. Борьба «Черных пантер», чтение вслух текстов Леруа Джонса и Элриджа Кливера на автомобильной свалке, вожделение черными мужчинами белых женщин как проявление классовой ненависти, повторение прихиппованными юношами строк из Mein Kampf в магазине порнографической литературы, создание музыки, интервью с героиней по имени Eve of Democracy (Канун Демократии – роль исполняет жена Годара Анн Вяземски), тема казни, политические карикатуры и откровения – все это никак не складывалось в голове Мика в цельную картину. Однако нужно ли это было? Ведь Джаггер – всего лишь рок-звезда…И можно ли ждать от английской рок-звезды большего?

В то же время сам Годар уверял журналистов, что «хочет сделать этот фильм как можно более простым»… «Моя главная задача – уничтожить идею культуры. Культура – это алиби империализма. Существует Министерство войны. Существует Министерство культуры. Следовательно, культура – это война», - объяснял режиссер в одном из интервью. В своем фильме Годар стремится раскрыть диалектику созидания (творчество и поиск – то, что символизируют Stones) и связанного с ним процесса радикального разрушения гниющего буржуазного общества (одним из передовых отрядов этого движения являются как раз «Черные пантеры»).


Фильм «Симпатия к дьяволу» является единственным последовательным портретом Stones за работой в эпоху их расцвета. Как вспоминают музыканты, в лондонской Olympic Studio обычно царил полумрак, но включая яркие огни ламп, создавалось нереальное освещение, отлично подходящее для работы над песней с первоначальным названием «Devil is my name». Кадры получились на редкость документальными. Годар запечатлел полную изоляцию Брайана Джонса, всеми игнорируемого, где-то в сторонке одиноко бренчавшего на акустической гитаре. Через год Мик Джаггер и Кит Ричардс вытолкнут Брайана из группы, а еще спустя месяц светловолосый основатель Rolling Stones трагически погибнет. Такова симпатия к дьяволу. Кто знает: может, принеся Брайана в жертву, Stones выпросили у сил зла свое долголетие и многомиллионные доходы?

Дьявольщина, безусловно, присутствовала в Olympic Studio. Как рассказывает биограф Rolling Stones Стивен Дэйвис, во время второго сеанса съемки от осветительных ламп загорелся потолок студии. Языки пламени вспыхнули в четыре часа утра, когда джэм был в самом разгаре. Stones и все их гости выбежали из здания в тот самый момент, когда началась рушиться кровля. Годар не мог поверить в реальность происходящего и бормотал что-то себе под нос. Прибывшие пожарные залили звукозаписывающую аппаратуру водой, но басисту Stones Биллу Уаймену в последний момент удалось спасти драгоценные пленки.


Французский режиссер намеревался оставить песню «Sympathy for the Devil» незавершенной, однако продюсер фильма Ян Кварриер настоял, чтобы в фильме Rolling Stones исполнили законченную песню. Для этого Годару пришлось возвращаться из Парижа в Лондон и снимать дополнительное выступление группы. Объяснялось это коммерческими соображениями. Такое развитие событий неминуемо привело к конфликту между режиссером и продюсером, на премьере фильма между ними даже произошла драка. По-видимому, по причине тех же коммерческих соображений уже после своего выхода фильм «One plus one» был переименован в «Sympathy for the Devil».

Жан-Люк Годар не скрывал своего разочарования в Rolling Stones, так как они не поддержали его в конфликте с продюсером. С досадой режиссер констатировал: «Stones более политизированы по сравнению с другими группами, но они должны с каждым днем становиться еще более политизированными. Новая музыка могла бы стать началом революции, но не стала. Она представляется, скорее, паллиативом по отношению к жизни. Stones все еще осуществляют научный эксперимент, но не классовую борьбу или борьбу за производительные силы».




август 2009
в печати - "Культурная Революция" № 1(5), 2010