NEW LEFT VORONEZH
NEW LEFT VORONEZH
пролог главная в печати лефт-культ теория ссылки гостевая
УКРОЙТЕ МЕРТВЫЕ ДВОРЦЫ В ЦВЕТОЧНЫХ КУПАХ...
(Об открывшемся Международном Платоновскоом Фестивале)
МИХАИЛ ЛАРИНОВ



МПФ - это в первую очередь пиар-проект власти - не каких-нибудь бесцветно-анонимных буржуа, полюбивших искусство - а отечественных вельмож самых высоких инстанций и постов. Это не столько культурное событие, сколько реклама власти, пытающейся играть в «просвещенность», но в реальности остающейся деспотичной и отвратительной, плюющей на граждан и их демократические права и свободы. В "главном культурном событии года" задействована вся местная вертикаль , плюс федеральный уровень и фонд олигарха-«людоеда». Это повторение "провинциальных" стратегий Гельмана, только еще более масштабное и циничное.

Там, где не дотянул Марат Гельман, дотянут люди Михаила Прохорова. Среди степи безработицы и дезоксиморфиновой наркомании воздвигать воздушные замки провинциальных "культурных столиц" - задача не из легких. Одних гельманов с их "черноземами" и игрушками contemporary art недостаточно - нужно задействовать все возможные силы: по-настоящему крупный бизнес, правительство, министерство культуры.

Чиновники и пиарщики радостно потирают руки. Само название фестиваля берет за живое. Меня - своим цинизмом. Бизнес-прожект под вывеской Платонова - это, как говорится, не в бровь, а в глаз. Сравняв с землей Чевенгур, отправив Каспийскую Невесту на заработки в бордель, записав народ "джан" в нелегальные иммигранты, а платоновских правдоискателей и "сокровенных людей" - в экстремисты, почему бы не воспользоваться оставшимся от разрушенной советской культуры котлованом для постройки Нью Васюков?

Количество подключившихся инстанций и невиданный для провинции бюджет МПФ (слухи ходят о миллионах долларов) в контексте российской действительности странным образом наводят на мысли о неизбежном «распиле» и отмывании денег. Хоромы организаторов в самом центре города на улице Театральной выглядят в лучших традициях крутых коммерческих банков. Дирекция заседает там уже полгода – спрашивается: что они там делают? зачем им такое здание? И на чьи это все деньги?

Обратите внимание на программу фестиваля: куча всяких зарубежных гостей с причитающимися им, судя по всему, хорошими гонорарами, но не имеющих к платоновским темам никакого отношения, творчество Платонова проходит там как бы вскользь. Имя писателя - это только вывеска, бренд, используемый для пиара. Реальный Платонов с его любовью к революции и антибюрократическими взглядами - никому там не нужен и неинтересен, более того – вреден.

Как в повести "Джан" уполномоченный райисполкома Нур-Мухаммед изнасиловал девочку Айдым, так и грядущий буржуазно-бюрократический спектакль оскверняет память одного из самых ярких советских писателей. При размышлении об организаторах и участниках МПФ перед моими глазами появляются персонажи весьма родственные платоновским - стяжателю Прошке Дванову, похотливой Клавдюше, профсоюзному бюрократу Пашкину, мастурбирующему под одеялом и задумавшимся о "целостном масштабе" Козлову…также вспоминается критик-доносчик Гурвич…Совсем не видно в этой компании близких сердцу самого Платонова народных правдоискателей, природных дураков, дон-кихотов революции вроде Копенкина, Каспийской Невесты…нет среди них и наивного Дьерда Лукача из "Литературного критика" 1930-х, народа "джан" и "прочих"...Должно быть, вход на праздник жизни МПФ для них заказан. Они там – лишние…

Освоение Платонова в родном для него Воронеже, несмотря на пиар МПФ и многочисленные «платоновские» встречи и семинары, проводившиеся ранее по делу и без дела (Платонов, повторюсь, превращается в некий бренд, под которым можно протолкнуть все что угодно – все равно спросить некому), вряд ли может похвастаться серьезными результатами. Даже среди студентов-гуманитариев сложно найти прочитавших хотя бы «Чевенгур». Речами чиновников (дети Прокофия Дванова и Клавдюши тоже любят Платонова, яростно выступавшего в воронежской печати 1920-х против льгот для формирующейся партноменклатуры?), роскошью и хоромами организаторов (утопия новой имперской России совсем не царство нищих), приглашением «зарубежных мастеров искусства» (во всех смыслах дорогие скрипачи и пианисты, наверное, знают где сейчас Каспийская Невеста) не разбудить милую душу сокровенных людей.

Мы видим беспардонное стремление власти апроприировать имя Платонова. По этой причине во избежание искаженного понимания творчества и послания советского писателя, необходимо актуализировать дискуссию об Андрее Платонове, сделав ее максимально открытой и демократичной. Отдавать монополию на толкование автора «Чевенгура» богатым и привилегированным недопустимо.


4 июня 2011




Используются технологии uCoz