Главная шапка сайта
Шапка страницы
пролог главная в печати лефт-культ теория ссылки гостевая
"МОНГОЛ ШУУДАН": МАМА - АНАРХИЯ?
ВИКТОРИЯ ДОБРОЛЮБОВА



Мы размещаем материал, посвященный недавно состоявшемуся в Воронеже концерту группы "Монгол Шуудан", чье творчество ценится некоторыми воронежскими левыми (в особенности анархистами). Однако революционным творчество этой группы мы назвать никак не можем, а если учесть, что в последние годы эта команда принимала участие в более чем сомнительных мероприятиях, например, в концерте в московском штабе профашистского ЕСМ ("Евразийский Союз Молодежи" А.Дугина), то сложно назвать его даже "полуреволюционным". Несмотря на все заявления лидера группы Валерия Скородеда о своей "анархичности" и громкие названия последних альбомов, мы склонны полагать, что это очередная спекуляция на бунтарскую тему, не выходящая за рамки предусмотренного музыкальным бизнесом позерства. Примеров таких спекуляций история знает более чем достаточно.

Заранее предупреждаем, что наша оценка ряда событий эпохи гражданской войны отличается от оценки автора материала, также мы не можем согласиться со столь категоричной оценкой ВРСА, приводимой в статье. Несмотря на существующий идейный разброд в рядах ВРСА, верно подмеченную автором инфантильность, а местами и полную неадекватность материалов сайта www.anarhvrn.ru, мы считаем ВРСА прогрессивной организацией, помимо глупости, занимающейся также полезной для революции работой.

(Редакция www.newleftvrn.narod.ru)


5 апреля в пабе «Сто ручьев» при поддержке организаторов рок-фестиваля «Шурф» выступила с концертом музыкальная группа «Монгол Шуудан», которая уже 20 лет воспевает идеи анархии и лихие годы гражданской войны, в частности деятельность знаменитого Нестора Ивановича Махно. Других музыкантов, поющих на подобные темы и настолько широко известных, у нас в стране нет. Называлась концертная программа «20! – не предел». Любителей анархо-панк-рока в клубе набралось приличное количество. По одному концерту судить, конечно, трудно. Но «шууданцы» с виду вполне процветают. К тому же скоро выйдет их новый альбом, который будет, по словам музыкантов, в стиле альбома 2006-го года «Собственность – это кража!», то есть достаточно жестким. Перспектива посещения концерта вызвала у меня интерес к движению анархистов.

«Не надо было нас вооружать...»
В последние годы в России появилось множество анархистских движений. Многие из них успешно устраивают многочисленные протестные акции, в том смысле успешные, что к мнению анархистских организаций прислушиваются, их деятельность вызывает общественный резонанс. Выступают они в первую очередь, (естественно, как любые анархисты независимо от «оттенка») против ущемления прав личности в любом его проявлении, потом уже – против убийств антифашистов, злоупотребления полномочиями сотрудников МВД, есть и экологические лагеря протестов. Но в основном – полемизируют. Отчего такой всплеск деятельности анархистов, на мой взгляд, очевидно. Тут стоит устроить маленький экскурс в историю.

Анархистские идеи поступили к нам в страну из-за границы, от русских эмигрантов. В Женеве в 1900-м году была создана организация «Группа русских анархистов за границей». В России того времени назревали идеи о государственном перевороте. Отмена крепостного права не смогла улучшить жизнь крестьян, рабочие по-прежнему получали нищенские деньги за свой каторжный труд. Интеллигенция не могла свободно выступать в прессе, власти играли в чехарду: то снимали цензуру, то наоборот ужесточали. Тут еще чуждая людям русско-японская война. Зачем и кому она была нужна, простым людям объяснить было невозможно. Разрешили, правда, многопартийность. Достижение, за которое и поплатились. Эта небольшая зарисовка того времени вызывает ассоциации, по крайней мере, в некоторых моментах...

Родоначальниками русского анархизма можно считать Михаила Александровича Бакунина и талантливого ученого князя Петра Алексеевича Кропоткина.

Михаил Бакунин на первое место выдвигал борьбу с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства. Он доказывал, что народ может быть только тогда счастлив и свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, сам создает свою жизнь. Он знал единственную форму революционной борьбы – немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организации на его развалинах братского союза «вольных производительных ассоциаций». По мнению Бакунина, главным недостатком, парализующим и делающим невозможным всеобщее народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Извечная проблема России, прошу заметить. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами «живой ток революционной мысли, воли и дела». Система Кропоткина привлекала внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью. Под анархией он понимал «миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений», охватывающее всю Природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих построениях значительное место Кропоткин уделял вопросам теории революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о необходимости организации анархического движения. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, «резким скачком вверх», который должен был привести к полному уничтожению всех государственных институтов и учреждений. Он также отрицал необходимость революционного правительства, не признавал никакой революционной диктатуры, так как при диктатуре, по его мнению, «революция неизбежно вырождается в произвол и деспотизм».


Но теория, как говорится, всего лишь теория. Появился многообещающий практик, который как раз и сподвигнул лидера группы «Монгол Шуудан» Валерия Скородеда на 20-летнее творчество. Это Нестор Иванович Махно. Историки советского периода называли его разбойником, грабителем, хотя за помощь в разгроме деникинской армии он в свое время получил от большевиков орден «Красного Знамени». Сражался на стороне «красных», его отряд вооружала та же большевистская власть. Но потом он стал врагом. Не хотел молча смотреть на то, как продразверстка обирает односельчан, взбунтовался, обратил большевистское оружие против них самих. Сейчас некоторые думающие люди задаются вопросом: а не Робин Гуд ли он? На этот счет приведу слова Валерия Скородеда с пресс-конференции: «Махно был, конечно, недостаточно образован и жил по понятиям своей деревни Гуляй-Поле. Выступал за освобождение от налогов жителей деревни и прилегающей к ней небольшой области. Другое дело – он бесстрашно боролся за свой народ, за свои права. Он остался в нашей памяти как мужественный человек, который достойно прожил жизнь, отважно воевал, ничего и никого не боялся. Его образ для меня овеян романтическим ореолом».

Безыдейность или «Что ждет теперь других?..»
Кстати, у нас в Воронеже существует Воронежский революционный союз анархистов. Зашла на их сайт. В их текстах, как положено, чувствуется негативное отношение к власти, сотрудникам МВД. А еще чувствуется, что это детские нападки, застрявших в переходном возрасте подростков. Некоторые новости сайта откровенно глупые, а некоторые написаны абсолютно безграмотно. Причем выхода из нынешнего «гадства» наши воронежские анархисты у себя не прописывают. Лозунги есть, а вот, что они у нас в городе делают, чтобы из лозунгов получились поступки? Тишина. Даже пообщавшись полчаса с лидером «Монгол Шуудана», я увидела, что, действительно, «идеал анархии останется в веках», как поет Скородед в песне «Что ждет теперь других», но только в давно минувших. Передо мной сидели люди, которые, видно, прочитав в былую юность несколько книг о романтичном герое, воодушевились, но потом вдруг выросли. А петь про что-то другое уже не получится. Да и зачем, если подростки так хорошо «едят» анархистскую идею, разбавленную в текстах и жесткой музыке группы. Скородед сам проболтался: «Идеи Махно и Кропоткина давно устарели. Они не перевернут мир». Потом спохватился после моего вопроса: «Зачем же тогда про это поете»? и сказал, что я его неправильно поняла, и он вовсе не отказывается от своей верности тем постулатам, которые завещаны великими личностями.

С пресс-конференции я ушла, честно признаться, разочарованной. Наслушавшись накануне песен «Монгол Шуудана», ожидала огня в глазах и четких ответов, на набивший оскомину извечный вопрос «что делать»?

Отрыв и угар
Но концерт, последовавший после, конечно, оказался зажигательным. Если уж не как идеологи, то как музыканты «Монгол Шуудан» состоялись. Они исполнили самые яркие песни, накопившиеся у них за 20 лет творчества: «Мама-анархия», «Ехали казаки», «Паровоз «Анархия», «Козырь – наш мандат», «Москва» (на стихи Есенина), «Чекист», «Что-то сталося» и многие другие. Поклонники, кто идей анархии, а кто подобной музыки, «отрывались», как говорится, по полной. Скородед перед концертом говорил журналистам, что рок должен быть угарным и что на его концерты приходят как раз «оторваться» и «покайфовать». Некоторые «докайфовались» до кулачного боя с охранниками паба «Сто ручьев». Вот такой отрыв. Но это был единичный случай. А в остальном – все культурно.








Используются технологии uCoz