Главная шапка сайта
Шапка страницы
пролог главная в печати лефт-культ теория ссылки гостевая
Пыль: тысяча ножей в спину Великой Роssии
А. СХИВИЯ



«Пыль» (©«Свои-2000», 2005)

Режиссер: Сергей Лобан

В ролях: Алексей Подольский, Пётр Мамонов, Псой Короленко, Дмитрий Пименов, Алексей Агеев, Глеб Михайлов, Лариса Пятницкая, Сергей Сальников, Олег Новиков и др.

Награды и участие: приз российской кинокритики XXVII ММКФ, приз за лучший фильм «Киношок» (2005), Специальный приз «Кинотеатр.doc» (2005), диплом жюри «Сталкер» (2005), участник фестиваля «Cottbus» (2005)

«Пыль» — пожалуй самый адекватный и актуальный отечественный фильм не только 2005 года, но и всех последних лет, по крайней мере, с момента выхода культовой «Окраины» Петра Луцика. Снятый на цифровую камеру, с крошечным по кинематографическим меркам бюджетом в $3000, фильм «Пыль» стал своего рода киноманифестом современной контркультуры.

Тысяча ножей в спину Великой России; манерный концептуалистский памфлет; экзистенциальная драма; наш ответ Триеру, Чемберлену и турецкому султану; самое актуальное и состоятельное высказывание о современности; щемящее-честная лента; хулиганская выходка; эффективная ловушка смыслов, идеологий и культурных обломков; ироническая антиутопия; первый по-настоящему смешной постсоветский фильм; очередная протестная глава андеграунда; ответ «Ассе» 18 лет спустя и т.д. и т.п.. Чего только не наговорила об этом фильме отечественная и мировая кинокритика! Каких только обвинений, восхвалений и необузданного эстетства — где-то верных, а где-то бессмысленных и абсурдных — не услышали авторы картины. Но главная, пожалуй, мысль критиков заключается в том, что от трёх тысяч долларов здесь куда больше пользы, чем в «Статском советнике» и прочих патриотических блокбастерах с их миллионными бюджетами.

Сюжет ленты разворачивается в наши дни. Главный герой — флегматичный увалень Лёша Сергеев — живёт в маленькой квартире с бабушкой, работает на заводе игрушек, где собирает пластмассовые пистолеты для детей. Его жизнь — полная пустота, экзистенциальный тупик, повторяющийся изо дня в день, не предвещающий ничего радужного и интересного (ну чем не гоголевский Акакий Акакиевич наших дней?).

Но однажды всё меняется в жизни Алексея, когда на завод, где он работает, приходят гэбисты и предлагают ему участие в засекреченном эксперименте, на котором под потоком некоего излучения парень превращается из мягкотелого недотёпы с рано появившимися проплешинами на макушке в подтянутого маскулинного атлета. Но эксперимент заканчивается и Лёша вновь «обретает» свой прежний вид. Главный герой получает четыре дня больничных и 10 тысяч рублей в придачу. На этом и начинаются похождения Алексея. Эксперимент, в котором он принял участие, не даёт ему покоя, и парень ищет всевозможные пути к изменению своего облика.

Пройдя через полосу несуразностей, тщетных попыток повторить опыт, Лёша вновь попадает в секретную лабораторию, где, по всей видимости, так и остаётся в сущем аду протонов и нейронов, подписав профессору бумажку для канцелярии.

Несмотря на фантастический сюжет, лента весьма социальна (произведение искусства почти всегда гипертрофированно, порой и фантастично отражает действительность, вспомнить хотя бы «1984» Дж. Оруэлла; вопрос лишь в том, какой вектор у усиления образов — подслащение капиталистической действительности (попса, мэйнстрим) или сгущение туч (андеграунд, протест)). «Фантастический реализм» — так говорят о жанре фильма его авторы и участники, кстати сами поголовно причастные к всевозможным радикальным тусовкам и движениям. В фильме снялся и наш однопартиец — писатель Дмитрий Пименов, и руководитель фестивалей альтернативного кино «Стык» Сергей Сальников, и один из ветеранов беларуского леворадикального антилукашизма Олег Новиков (товарищ Лёлик), и правозащитник Дмитрий Лозован, а оператор Дмитрий Модель — один из зачинателей контркультурного проекта ЗАИБИ (за анонимное и бесплатное искусство), идейный вдохновитель и музыкант групп «Лисичкин Хлеб», «Нож» и др.

Вообще Творческое Объединение «СВОИ-2000», снявшее «Пыль» — это такой «Коктейль Молотова» из неординарных революционных личностей. В своё время (конец 1990-х) «СВОИ» (режиссёр Сергей Лобан, сценарист Марина Потапова и оператор Дмитрий Модель) даже работали на телевидении, причём не где-нибудь, а на ОРТ. Выходящая под их началом программа «До 16 и старше» поражала своей радикальностью, гротесковостью и эпатажем на фоне попсовых петросянов и полей несуществующих чудес. Вот что говорит об этом проекте Марина Потапова: «Мы стали исследовать границы допустимого в эфире. Все мы когда-то были влюблены в революцию 68-го года. Поэтому мы пытались каким-нибудь образом проиллюстрировать в программе все обрывки радикальных идей и теорий, которые были тогда у нас в голове. С самых первых дней мы тянули в программу всех знакомых маргиналов, объясняя начальству, что это, мол, у нас модный молодежный писатель. Понимали, что мы ведем своего рода пропаганду, всего несколько человек».

Самым, пожалуй, «хардкорным» апогеем «До 16-ти…» стала передача, вышедшая в эфир за день до думских выборов 1999 года, в которой участвовал один из лидеров единоросов (тогда ещё блока «Единство») — генерал Гуров. Его выступление смонтировали с остальными сюжетами таким образом, что казалось, будто генерал поднимает проблему политзаключенных, выступает за легализацию марихуаны, против войны в Чечне, а в финале советует голосовать против всех кандидатов. После призыва Гурова принять участие в голосовании за кадром зазвучала песня «Умри, капитализм!», а на экране люди с транспарантом «Против всех!» взбегали на Мавзолей.

В 2000 и 2001 годах «СВОИ» засветились в проведении альтернативных ревизионистским Первомаев — первых в России street party — театрализованных «праздников непослушания» со свистками, дудками (в качестве «оркестра» играли музыканты «Пакава Ить», тоже, кстати, снявшиеся в «Пыли»), причудливыми нарядами и лозунгами, в противовес занудным мессиджам просоветских коммунистов о совке, дешёвой колбасе и возрождении СССР.

Но вернёмся к фильму.

«Чем же так хорош и примечателен данный фильм?» — спросите вы, прочитав вышесказанное. Вопрос вполне понятен. После прочтения многочисленных рецензий на «Пыль» до, собственно, самого просмотра и у автора этих строк возникали аналогичные вопросы и суждения, мол, ещё одна неплохая лента.

Прочитать эту рецензию — мало. Надо посмотреть фильм самому/самой, и тогда всё встанет на свои места. Тогда сразу поймёшь, что «Пыль» — это гораздо больше, чем ещё одна неплохая лента. Ибо тут нет места обычным мелкобуржуазным философствованиям на тему проблем «маленького человека», салонным сюсюканьям «о судьбах нашей родины», неумеренному эстетству и оторванному от жизни постмодернизму (и это несмотря на несколько фантастический сюжет). Это действительно тысяча офигенных ножей в спину Великой России. Великой, в самом плохом смысле этого слова — государства обслуживающего интересы кучки «новых царей», восседающих на эксплуатации, угнетении, страданиях, крови и костях пролетариата и угнетённых народов.

Революционный вызов фильма в том, что главный его герой — рабочий-бессеребренник Алексей. Алексей — это, по большому счёту, собирательный образ российского пролетариата в его нынешнем состоянии, со всеми проблемами роста и развития. Пролетариата, как класса в себе, как класса, идущего на поводу у буржуа в силу своей слабой классовой сознательности, неорганизованности и рудиментарной веры государству. Пролетариата, который вместо самостоятельного движения в пользу изменения мира (освобождение рабочих — дело рук самих рабочих) всё ещё надеется изменить своё положение, опираясь на институции враждебного класса. Этой реальностью, кстати, и пользуется профессор, говоря Алексею в завершающей сцене, что «мы ничто, пыль, атомы…», толкая стародавнюю интеллигентскую телегу о невозможности простым людям изменить этот мир, пытаясь представить нынешнее состояние пролетариата как класса в себе и бессловесной массы некой константой и аксиомой.

На фоне засилья официозного кинематографа, с его социальным патриотическим заказом империалистов, где в центре стоят «герои времени» — копы, военные преступники, политики, криминал и гламурные буржуа, «Пыль» с её главным героем — рабочим смотрится как адекватный революционный ответ официозным «положительным образам».

Фильм говорит также о тяжёлых проблемах постсоветского общества:

1. Реинкарнация КГБ (в лице нынешней ФСБ, обслуживающей олигархо-бюрократический аппарат роSSийского государства), который, по справедливому высказыванию одного из героев фильма «никуда не делось», ломающего судьбы не только инакомыслящих, диссидентов, революционеров, но и всех «подопытных крыс капитализма» — невзрачных, флегматичных, замкнутых, слабых, неорганизованных, беспомощных «маленьких человечков», ставших пылью, мусором, расходным материалом государства и капитала.

2. Проблема самореализации личности в условиях капиталистической диктатуры. Проще говоря, проблема безысходности и «гнусной сутулости существования» в своей нише общества тотального спектакля и потребления, причём нише — это в лучшем случае. Как правило, большинство людей в РФ и странах бывшего СССР занимают не пресловутые «нишы» в этом обществе, а жалкие клетки с «решёткой с достаточно широкими проёмами для того чтобы можно было кормить, но слишком узкими для полнокровной жизни»[1], каморки, напоминающие помятые картонные ящики из-под продуктов первой необходимости, выброшенные на городскую свалку.

3. Проблема кризиса самосовершенствования и самоизменения. «Перемен требуют наши сердца», — поётся в известной песне. Но в условиях, когда человек находится в своей «нише» — клетке или картонном ящике, задавленный грудой проблем и комплексов, ему очень сложно идти по пути самосовершенствования, ровно и самореализации. Ну а если хочешь изменить себя, даже так тупо и примитивно, как захотел «изменить» себя главный герой — тебя ждёт перемещение из конуры-ящика картонного в ящик деревянный. Навсегда.

Именно поэтому многие, становясь такими же задавленными грузом проблем, как и Лёша Сергеев, уходят от реальности, погружаясь в беспробудное пьянство или наркоманию, ну а кто этим не страдает, тех помещают под «потоки протонов и нейронов», усиленно кормя петросянами и прочими полями несуществующих чудес.

Короче, «если человек не управляет собой сам им управляют другие. Если он не управляет собой сам и не дает это делать другим, то его помещают в дурдом»[2].

[1] Дмитрий Пименов, «Это мусор».

[2] Он же, «Афоризмы»

Используются технологии uCoz